Правительством РФ внесен на рассмотрение законопроект № 1023318-7 «О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации». Проект предусматривает конкретизацию условий, при которых землепользователь вправе получить полную компенсацию убытков в результате правомерных действий властей.

     Новый законопроект конкретизирует возмещение убытков (в том числе упущенной выгоды) в следующих ситуациях:

1. Резервирование участка для муниципальных и государственных нужд;
2. В связи с установлением зон с особыми условиями использования территорий, сервитута, публичного сервитута для муниципальных и государственных нужд;
3. В случае изменения целевого назначения участка на основании ходатайства властей о переводе участка из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей при создании;
4. В случае расширения особо охраняемых природных территорий либо при установлении/изменении границ населенных пунктов.

Предыстория законопроекта

     В 2015 году земельный участок под ИЖС, принадлежащий гражданке Бутримовой, попал в охранную зону объектов культурного наследия. Вид разрешенного использования был изменен с «индивидульное жилищное строительство» на «земельные участки общего пользования». В результате введенных ограничений землепользователь претерпевает ограничения, связанные с вхождением земельного участка в данную охранную зону. В частности, землепользователь не вправе возводить капитальные строения, сажать деревья. Кадастровая стоимость земельного участка снизилась с 5,8 миллионов рублей до 1 рубля.

     При таких обстоятельствах, нарушенный баланс интересов должен восполняться возмещением полученных убытков. Однако, Бутримова получила отказы в судах общей юрисдикции. Гражданка обратилась с жалобой в Конституционный суд РФ.

     По жалобе гражданки Бутримовой Конституционный суд РФ признал несоответствующей Конституции пп. 4, 5 п.1 ст. 57 Земельного кодекса РФ ввиду расплывчатости формулировок, позволяющих правоприменителю неправильно трактовать условия полного возмещения убытков в результате правомерных действий властей.


     Конституционный суд РФ отметил необходимость предоставления лицу возмещения не только в случае обусловленного государственными нуждами прекращения права частной собственности, но и при таком административно-регулятивном воздействии в публичных интересах со стороны органов власти (в частности, путем принятия подзаконного нормативного акта, ограничившего право собственности по сравнению с тем, как его содержание определено в законе), которое предусматривает умаление содержания права собственности этого лица (в том числе по сравнению с правом собственности на аналогичные объекты, принадлежащие другим лицам, на которых не распространяется действие принятого подзаконного акта), уменьшение стоимости имущества, снижение его потребительских свойств либо усечение допустимых способов его использования.

Консультация по земельным вопросам — 8 904 764 53 33.