Указом Президента РФ от 26 апреля 2019 года №198 Правительству РФ было поручено разработать механизм по изъятию земельных участков за систематическое нарушение требований пожарной безопасности. Министерством экономического развития РФ разработан пакет поправок в Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и ФЗ «О пожарной безопасности». Данные поправки призваны решить проблему заброшенных земельных участков в РФ, а также снизить угрозу возникновения пожаров в результате захламленности мусором и зарастания кустарниками и травой.

Какие участки попадают под удар?

     Законопроект предусматривает изъятие земельных участков находящихся на праве собственности, постоянном бессрочном пользовании, праве пожизненного наследуемого владения, праве безвозмездного пользования, праве аренды.
     Своих наделов могут лишиться садоводы-дачники, фермеры, владельцы участков под ИЖС, ЛПХ, предприниматели. Под угрозу изъятия может попасть любой участок, на котором нарушаются правила пожарной безопасности.
Исключение: земельные участки, являющиеся предметом ипотеки, а также земельные участки, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве.

Механизм изъятия

     1. Государственный пожарный надзор выявляет земельный участок с нарушениями пожарной безопасности (не покошенная сухая трава на участке, на участке бытовой и строительный мусор, участок зарос деревьями и кустарникам и т.д.);
     2. Инспектор выявляет собственника или землепользователя и предписывает устранить нарушения пожарной безопасности в течение 6 месяцев с момента выдачи предписания. Одновременно налагается административный штраф, предусмотренный ст. 20.4 КоАП РФ.;
     3. В случае если предписание не выполнено, уполномоченный орган местного самоуправления, получив соответствующую информацию и документы от государственного пожарного надзора, обращается в судебные органы с исковым заявлением о принудительном изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов;
     4. В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка, орган местного самоуправления проводит при необходимости кадастровые работы, а также проводит публичные торги по его продаже;
     5. Земельный участок выставляется по рыночной цене, исходя из произведенной оценки. В случае если публичные торги не состоялись, то не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги, начальная цена земельного участка снижается на 20 процентов;
     6. Победитель торгов обязуется в течение установленного срока привести земельный участок в соответствие с требованиями норм пожарной безопасности;
     7. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости земельного участка.

     Наша критика законопроекта

     На наш взгляд, вышеназванная инициатива имеет правильную цель – предотвращение возникновения пожаров. Пожалуй, никто из нас не хотел бы соседствовать с участком, который в любой момент может стать источником возгорания, соответственно, иметь риск переноса пожара на свой участок со строениями.

     Хотели бы отметить, что существует необходимость в доработке противопожарных правил и данного законопроекта. Так, например, в правилах противопожарного режима в РФ (утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390) содержатся следующие формулировки: «очистка от сухой растительности», «очистка прилегающей территории», «защита сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью», «своевременное проведение сенокошения». Довольно размытые фразы, не правда ли?

Остаются вопросы: на земельном участке не допускается вообще иметь сухую траву? А, если в разумном пределе, то каковы нормы допустимости? Что значит своевременное сенокошение? Как защититься землепользователю от недобросовестности отдельно взятого правоприменителя, решившего «подбросить» кучу мусора или сухой травы на интересующий земельный участок?

« Критикуетепредлагайте » :
     Полагаем, что во избежание вольной трактовки противопожарных правил со стороны правоприменителя – необходимо указать в правилах такие простые для понимания критерии, как допустимый объем мусора на участке, высота и плотность зарастания сухой травы на участке, и т.д. Чем проще и доступнее для понимания формулировки – тем меньше пространства для злоупотреблений и коррупции.


     Второй момент, на который мы обращаем внимание, это отсутствие механизма по контролю за исполнением обязательств новым собственником участка по приведению земельного участка в соответствие с пожарными нормами. После проведения государственной регистрации прав на участок, новый правообладатель вправе продать участок, не приведя землю в соответствие с противопожарными правилами.

Немного об ответственности:
Если есть обязательство по приведению участка в надлежащий вид, то должна быть и ответственность за неисполнение обязательств. Какова мера ответственности? Повторное изъятие земельного участка у нового собственника или ограничение в распоряжении земельным участком до исполнения обязательства по приведению земельного участка в соответствие с нормами пожарной безопасности? Вопрос остается открытым.

Ссылки на законопроекты:
1. ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О пожарной безопасности»;
2. ФЗ «О внесении изменения в статью 285 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации » .