На нашей практике, служба судебных приставов имеет самое большое количество жалоб со стороны наших клиентов.
    Это и нарушения прав взыскателей, когда судебный пристав-исполнитель бездействует, не принимая меры принудительного исполнения, незаконное окончание, прекращение, приостановление исполнительного производства, и так далее.
    А в отношении должников наиболее частыми нарушениями со стороны приставов являются – незаконное возбуждение исполнительного производства, незаконный  арест банковских счетов, в том числе арест зарплатной карты со 100% удержанием заработной платы, пенсии, социальных выплат, незаконный арест движимого и недвижимого имущества, и многое другое.

Кому и в какие сроки жаловаться на пристава?

О сроках…

     Крайне важно знать о том, что у вас есть 10 дней на обжалование действий / бездействие, постановлений судебного пристава. 10 дней исчисляются с момента, когда узнали или должны были узнать о нарушенном праве (ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

     10-дневный срок не включает в себя общепринятые нерабочие (выходные и праздничные) дни. Однако если срок пропущен, при подаче жалобы подается ходатайство о восстановлении пропущенного срока по уважительной причине, приложив соответствующие документы.

     Уважительными причинами могут быть не только обстоятельства, относящиеся к личности заявителя, такие как тяжелая болезнь, госпитализация, но и обстоятельства, объективно препятствовавшие человеку реализовать право на обжалование, например: командировка, отказ или задержка в предоставлении информации, необходимой для подачи жалобы, и так далее.

     Если не подать такое ходатайство, то будет отказ в рассмотрении жалобы по существу.

Жалоба по телефону

     На сайтах управлений службы судебных приставов предлагается жаловаться на судебных приставов по телефону на горячую линию. Подав такую жалобу не надейтесь на положительный исход. Нет официального обращения – нет движения в сторону разрешения ситуации. Надеясь на такой способ, вы теряете ценное время на обжалование в законном порядке.

Жалоба в прокуратуру

     На нашей практике не встречались случаи эффективного разрешения ситуации благодаря жалобам в прокуратуру. Как правило, работник прокуратуры пересылает вашу жалобу судебным приставам. Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре – 30 дней.      
     Скорее всего, вы получите письмо, в котором будет указано, что ваша жалоба направлена в отдел судебных приставов для рассмотрения вопроса по существу.
Хотя, у прокуратуры имеются все рычаги воздействия на судебных приставов. Согласно закону, прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами.

Жалоба вышестоящему судебному приставу

     Третий способ – обжалование в порядке подчинения. Т.е. постановления судебного пристава, а также действия и бездействие обжалуются в адрес его непосредственного начальника, начальника отдела судебных приставов. Если решение принимал начальник отдела, то жалоба направляется в адрес главного судебного пристава субъекта федерации.
     Жалоба подается в канцелярию отделения, либо направляется заказным письмом по адресу отдела судебных приставов. При вручении жалобы в отделении не забудьте попросить поставить штамп о принятии жалобы на вашей копии жалобы.
Адреса отделов и данные их начальников можно найти с помощью сервиса «Реестр отделов судебных приставов», а адреса управлений – на сайтах управлений, куда можно перейти с сайта ФССП через раздел «Территориальные органы».


     Жалобу вышестоящему судебному приставу нельзя назвать эффективным способом решить проблему. На нашей практике не так часто встречаются случаи, когда подобные жалобы удовлетворяются вышестоящим лицом, даже несмотря на очевидные доводы и законные требования.

Подача иска в суд

     Данный способ решения проблемы является наиболее эффективным по сравнению с другими вариантами.
     Административное исковое заявление подается в районный (городской) суд или арбитражный суд по месту нахождения ответчика – должностного лица, органа ФССП РФ, принявшего решение.
     Важно приложить собранные доказательства к исковому заявлению, а также сделать копии документов по числу лиц участвующих в деле. Госпошлину платить не надо.

     Суд более ответственно относится к принимаемым решениям, т.к. суд не заинтересован в том, чтобы его решения отменились вышестоящим судом. Поэтому рекомендуем ориентироваться главным образом именно на этот механизм обжалования.

     Важно действовать быстро, поскольку необходимо помнить о сроках. Рекомендуем сразу обратиться к профессиональному юристу для грамотного составления административного иска в суд. А лучше всего нанять юриста для представления ваших интересов в суде (представлять ваши интересы в суде по данной категории дел может лицо, обладающее высшим юридическим образованием, либо лицо, имеющее ученую степень по юриспруденции – ст. 55 КАС РФ).

Как действовать лучше всего?

     Как правило, мы действуем следующим образом: имея 10 дней на обжалование, в первые дни мы направляем письмо (или вручаем лично) с жалобой в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу. Это делается для того, чтобы «дать шанс» самим судебным приставам исправить ситуацию. Если вопрос не решился, то на исходе 10-дней направляем административное исковое заявление в суд.
     В случае пропуска 10 дневного срока на обжалование действий / бездействия судебного пристава, при наличии уважительных причин, срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

Платная консультация в режиме онлайн — 500 рублей.
+7 (904) 764 53 33 WhatsApp / Telegram

Рекомендуется: Если вам нужна платная консультация, пишите: «платная консультация». Опишите ситуацию. Задайте интересующие вопросы. При необходимости отправьте фото документов.
* стоимость услуги может быть изменена в зависимости от сложности вопроса. Стоимость услуги оговаривается заранее.